ГАРДАРИКА

исторический портал
Текущее время: 28 апр 2017, 14:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
Сообщение #1  Добавлено: 24 ноя 2016, 23:06 
Не в сети
Ярл
Аватара пользователя
Ярл

Зарегистрирован: 04 сен 2011, 12:43
Сообщения: 2256
Откуда: Одесса
Заслуженная репутация: 49
Изображение
Происхождение понятия «монголо-татарское иго»



_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение #2  Добавлено: 08 фев 2017, 01:05 
Не в сети
Ярл
Аватара пользователя
Ярл

Зарегистрирован: 04 сен 2011, 12:39
Сообщения: 7702
Откуда: Азов, Россия
Заслуженная репутация: 69
Камрады!

Заинтересовала вдруг меня тема военной кампании 1237-1238.
Что есть почитать наиболее фундаментального по теме? А именно:
- внутриполитические расклады на Руси к 1237 году (начиная с битвы на Калке),
- внешнеполитическая обстановка вокруг Руси накануне вторжения Батыя,
- собственно ход военой кампании.


Бегло порылся, нашел вот это. Формально отвечает моему интересу.
Хрусталев Д. Г. Русь. От нашествия до ига. — Спб.: Евразия, 2008
https://flibusta.is/b/400701

Как работа? Можно ли доверять автору?

_________________
[+] Подпись
"Выбирая Богов - мы выбираем судьбу"
Вергилий



Да возвеличится Россия! Да сгинут наши имена!
Ф. И. Тютчев


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение #3  Добавлено: 08 фев 2017, 11:43 
Не в сети
Хёвдинг
Аватара пользователя
Летописец
Хёвдинг

Зарегистрирован: 04 сен 2011, 23:49
Сообщения: 584
Заслуженная репутация: 34
Korvin писал(а):
Как работа? Можно ли доверять автору?

Вполне. Читал переиздание 2015 года этой же книги. Мне понравилось.

Также советую почитать (она есть в интернете в электронном виде): Хрусталев Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII-XIII вв. 2009 (в 2 томах).

_________________
Мій дім Україна, на тому і стоїмо! Мой дом Украина, на том и стоим!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение #4  Добавлено: 08 фев 2017, 12:26 
Не в сети
Ярл
Аватара пользователя
Ярл

Зарегистрирован: 04 сен 2011, 12:39
Сообщения: 7702
Откуда: Азов, Россия
Заслуженная репутация: 69
Christian писал(а):
Также советую почитать (она есть в интернете в электронном виде): Хрусталев Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII-XIII вв. 2009 (в 2 томах).

Угу, я уже обратил внимание. Там же по ссылке есть.

_________________
[+] Подпись
"Выбирая Богов - мы выбираем судьбу"
Вергилий



Да возвеличится Россия! Да сгинут наши имена!
Ф. И. Тютчев


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение #5  Добавлено: 08 фев 2017, 14:27 
Не в сети
Хёвдинг
Аватара пользователя
Летописец
Хёвдинг

Зарегистрирован: 04 сен 2011, 23:49
Сообщения: 584
Заслуженная репутация: 34
У Хрусталёва книги легко читаются и не перегружены научной терминологией. Это очень важно. Ну и бреда там не заметил.

_________________
Мій дім Україна, на тому і стоїмо! Мой дом Украина, на том и стоим!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение #6  Добавлено: 08 фев 2017, 22:16 
Не в сети
Ярл
Аватара пользователя
Летописец
Ярл

Зарегистрирован: 04 сен 2011, 14:55
Сообщения: 2767
Заслуженная репутация: 67
Korvin писал(а):
Камрады!

Заинтересовала вдруг меня тема военной кампании 1237-1238.
Что есть почитать наиболее фундаментального по теме? А именно:
- внутриполитические расклады на Руси к 1237 году (начиная с битвы на Калке),
- внешнеполитическая обстановка вокруг Руси накануне вторжения Батыя,
- собственно ход военой кампании.


Бегло порылся, нашел вот это. Формально отвечает моему интересу.
Хрусталев Д. Г. Русь. От нашествия до ига. — Спб.: Евразия, 2008
https://flibusta.is/b/400701

Как работа? Можно ли доверять автору?


Вот ещё есть хорошая на мой взгляд и достаточно новая статья Комарова "О нашествии Батыя на Северо-Восточную Русь в 1237-1238 гг.", обзор и сопоставление известий из сохранившихся источников, примерное место локализации битвы при Сити и т.д., объём небольшой, но очень информативно:
http://august-1914.over.ru/komarov.pdf

_________________
Patriotism is the last refuge of a scoundrel (Samuel Johnson)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение #7  Добавлено: 12 фев 2017, 12:34 
Не в сети
Хёвдинг
Аватара пользователя
Хёвдинг

Зарегистрирован: 02 окт 2011, 17:57
Сообщения: 1752
Откуда: Calique
Заслуженная репутация: 43
Возможно, я буду банален, но
предложу Горского

http://statehistory.ru/books/Anton-Gors ... sarstva/13

_________________
And the death of dreams
Shall be a beautiful end
With flowers of filth
And wine and fine men


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение #8  Добавлено: 13 фев 2017, 10:29 
Не в сети
Ярл
Аватара пользователя
Ярл

Зарегистрирован: 04 сен 2011, 12:39
Сообщения: 7702
Откуда: Азов, Россия
Заслуженная репутация: 69
Fodderstompf писал(а):
Возможно, я буду банален, но
предложу Горского

http://statehistory.ru/books/Anton-Gors ... sarstva/13


Не, не, нормально вроде.

Эх, почему я был рас...м, когда учился на истфаке. Надо было в науку пойти.
[+] Или
Или в армию. А сейчас только и остается.... Напишу книгу про попаданцев. Про целый МСБ (мотострелковый батальон) попаданцев. Вот!
Ужо они покажут Батыю.

_________________
[+] Подпись
"Выбирая Богов - мы выбираем судьбу"
Вергилий



Да возвеличится Россия! Да сгинут наши имена!
Ф. И. Тютчев


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение #9  Добавлено: 19 фев 2017, 08:39 
Не в сети
Хёвдинг
Аватара пользователя
Хёвдинг

Зарегистрирован: 02 окт 2011, 17:57
Сообщения: 1752
Откуда: Calique
Заслуженная репутация: 43
На закуску посоветую (лежит сами знаете где)
Русь и монголы: Исследование по истории Северо-Восточной Руси XII–XIV вв. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Академия исследования культуры, 2015.
[+] Оглавление
Титул¦1
Аннотация¦4
Русь и монголы¦5
Глава I. Русь накануне монгольского нашествия¦6
Глава II. "Монгольский вопрос" в русской историографии¦77
Глава III. "Батыево пленение"¦108
Глава IV. Установление даннической зависимости¦153
Глава V. Князья и ханы¦229
Глава VI. Города-государства средневековой Руси¦302
Заключение¦364
Статьи¦376
"Татарский след" московский тысяцких Вельяминовых¦377
Грюнвальдская битва и татары¦389
Хан Данияр на Шелони¦393
Ярлык и басма. Мифы и реальности во взаимоотношениях Руси и Орды¦400
"Монгольский вопрос" в русском общественном сознании: прошлое и современность, наука и идеология¦407
Список источников и исследований¦414
Указатель имен¦439
Список сокращений¦450
Оглавление¦451
Навскидку нашёл две рецензии, одна какая-то сухонькая, но 2016 года, а вторая интереснее, но на раннее издание.

Давно читал её, в общем впечатление сложилось, что автор старается привлечь антропологический подход, и (только или не только) поэтому старается отойти от трактовки взаимоотношений в ключе конфликта. Становится немножко адвокатом Л.Н. Гумилёва. Получается иногда интересно, иногда спорно. Вероятно, следует морально изготовиться, встретив авторскую позицию "ну вот конечно иго, да, ой, тяжело, но вообще-то не слишком, надо смягчить углы, только не подумайте, это не апологетика монголов". Не апологетика, действительно, серьезная книжка ведь, но и дисклеймер всё же неспроста.
[+] запомнившийся эпизод, к примеру, про роль женщины в монгольском посольстве Батыя к рязанским князьям в 1237 году
Цитата:
Итак, «в лето 6746 ... придоша иноплеменьници, глаголемии Татарове, на землю Рязаньскую, множьство бещисла, акы прузи; и первое пришедше и сташе о Нузле, и взяша ю, и сташа станом ту. И оттоле послаша послы своя, жену чародеицю и два мужа с нею, къ князем рязаньскыми просяче у нихъ десятины во всемь: и в людехъ, и въ князехъ, и въ конихъ, во всяком десятое. Князи же Рязаньстии Гюрги, Инъгворовъ братъ, Олегъ, Романъ Инъгорович, и Муромьскы и Проньскыи, не въпустячи къ градомъ, выехаша противу имъ на Воронажь. И рекоша имъ князи: "олна насъ всехъ не будеть, тоже все то ваше будеть"».78

С некоторыми существенными изменениями приведен этот фрагмент в Московском своде XV в. Став «на Онузе», «оттоле послаша послы своя, жену чародеицу и два мужа с нею, ко князем Резаньским, просяще у них десятины во всем, во князех и в людех и в конех, десятое в белых, десятое в вороных, десятое в бурых, десятое в рыжих, десятое в пегих».79 Как видим, здесь «развит» начальный эпизод.

В то же время Повесть о разорении Рязани Батыем более пространно останавливается на описании деятельности рязанских князей. «Прииде безбожный царь Батый на Русскую землю со множеством вой татарскыми, и ста на реке на Воронеже близ Резанскиа земли. И присла на Резань к великому князю Юрью Ингоревичю Резанскому послы безделны, просяща десятины во всем: во князех и во всяких людех, и во всем. И услыша великий князь Юрьи Ингоревич Резанский приход безбожнаго царя Батыя, и вскоре посла во град Владимер к благоверному к великому князю Георгию Всеволодовичю Владимерскому, прося помощи у него на безбожнаго царя Батыя, или бы сам пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимеръской сам не пошел и на помощь не послал, хотя о собе сам сотворити брань з Батыем. И услыша великий князь Юрьи Ингоревич Резанский, что несть ему помощи от великаго князя Георьгия Всеволодовича Владимерьскаго, и вскоре посла по братью свою по князя Давида Ингоревича Муромского, и по князя Глеба Ингоревича Коломенского, и по князя Олга Краснаго, и по Всеволода Проньского, и по прочии князи. И начаша совещевати, яко нечистиваго подобает утоляти дары».80

Так сложилось в историографии, что исследователи монголо-татарского нашествия обычно просто «перешагивали» через многие детали этих событий.81 Действительно, на первый взгляд здесь много непонятного и «сходу» необъяснимого. Видимо, поэтому историки обращались к ним или фрагментарно, или вообще избегали каких-либо комментариев. Большинство их преследовало цель показать татарское вероломство уже с первых же шагов захватчиков на Русской земле.82 Сосредоточиваясь на ярких и трагических картинах военного противоборства, они лишь иногда ограничивались некоторыми замечаниями «по поводу». Послы? Но это же разведчики, соглядатаи. «Чародеица»? Да, в монгольском обществе женщине отводилась значительная роль, особенно во внешнеполитических делах.

Все отмеченные объяснения, безусловно, нельзя сбрасывать со счета. Но не предоставляют ли нам источники возможность по-иному взглянуть на ситуацию осени-зимы 1237 г., несколько расширить рамки привычного «воинствующего» подхода к проблеме «Русь и монголы»? Попробуем разобраться.

Главное действующее лицо монгольского посольства, прибывшего в Рязань, безусловно, «жена чародеица». Присутствуют еще «два мужа» — посла, но они — лишь «с нею». Совсем мимо такой экзотической детали пройти было невозможно, поэтому ученые так или иначе ее учитывали. По мнению И.Н. Березина, «монголы послали вперед для переговоров жену чародейку и двух мужей с нею, под которою должно уразуметь шаманку, вероятно вызвавшуюся идти добровольно в неприятельскую землю».83 Совсем нелестно характеризует нашу «героиню» Д.И. Иловайский: «Батый отправил к Рязанским князьям в виде послов какую-то ведьму с двумя мужами».84 «Женщина в качестве посла, естественно, могла произвести впечатление "чародеицы"», — пишет А.Г. Кузьмин.85 Итак, ученые заподозрили некоторую неординарность ситуации. «Женщина» и «шаманка» — вот два пункта, требующие пояснений.

Вопрос о религии древних монголов достаточно спорен. Некоторые ее атрибуты позволяли говорить о шаманских верованиях (Д. Банзаров, Н.И. Веселовский), с чем категорически был не согласен Л.Н. Гумилев.86 Он полагал, что они исповедовали тибетскую «черную веру» — бон.87 Однако, несмотря на эти разночтения, все исследователи соглашались, что главное место в их религии занимало прорицательство — «credo» монгольской веры.88 Этот вывод подтверждается сообщениями, в частности, католических миссионеров, побывавших у монголов как раз в середине XIII в. Так, францисканский монах Плано Карпини среди прочих своих наблюдений подчеркнул, что «они усиленно предаются гаданиям вообще... чародействам и волшебствам».89 Прорицательницами-шаманками у тюрко-монгольских народов могли быть женщины, что встречалось и в более позднее время.90

Н.И. Веселовский настаивал на исключительности интересующей нас особы: «Если в стане Батыя находилась шаманка, то надо допустить, что в глазах его она обладала великой духовной силой и была способна вести дипломатические переговоры, на которые женщины обыкновенно не посылаются».91 Вряд ли это так. Женщины у монголов выступали не только «чародеицами», но нередко и дипломатами, на что указал, приведя соответствующие примеры Д.С. Лихачев.92

Итак, совмещение понятий прорицательности и посла в отношении к слабому полу для монголо-татар не было чем-то необычным. Но какова была миссия делегации, посланной Батыем к рязанским князьям? Если подходить формально, то можно сослаться на летопись, где написано, что послы передали батыево требование выплаты десятины. Но зачем тогда пресловутая «жена чародеица»? Наверное, эту обязанность могли бы выполнить и сами «два мужа»? Думается, дело даже не в указанных Н.И. Веселовским выдающихся способностях этой безымянной для нас женщины, а в своеобразном алгоритме поведения людей того времени, который начинал работать при столкновении с противником и его территорией.

Исследователи неоднократно отмечали феномен пространства-территории в представлениях древних народов. Так, относительно этого элемента мировосприятия тюрков С.Г. Кляшторный писал следующее. «Этнополитическая картина мира непосредственно соотнесена с его физической картиной и отражает неразрывную, предметно-чувственную связь каждого людского сообщества, организованного по генетическому принципу, с его "собственной землей". В этой схеме пространство наделяется эмоциональными свойствами — оно может быть враждебным или спасительным в зависимости от того "свое" оно или "чужое", оно является единственно пригодным или совершенно непригодным для того или иного племени; оно непременно определяется этническим термином; оно не только сакрализовано, но и определено как племенное божество».93

Такого рода ситуации были обобщены знаменитым английским этнографом Дж. Дж. Фрэзером в его классическом труде «Золотая ветвь». Их он относит к категории «табу на общение с иноплеменниками».94 «Вступая в незнакомую страну, дикарь (т. е. человек традиционного мировоззрения. — Ю.К.) испытывает чувство, что идет по заколдованной земле, и принимает меры для того, чтобы охранить себя как от демонов, которые на ней обитают, так и от магических способностей ее жителей», — таков вывод авторитетного исследователя.95 Охранительные меры и являются непосредственной функцией жрецов-прорицателей.

Не чуждой этому была и деятельность монгольских «шаманов». Вильгельм Рубрук, еще один западноевропейский посланец к монголам, говорит: они «указывают наперед дни счастливые и несчастливые для производства всех дел, отсюда Татары никогда не собирают войска и не начинают войны без их решительного слова».96 Ему вторит Киракос Гандзакеци: «Без повеления своих колдунов и кудесников [татары] не пускались в путь — [делали это] только с их разрешения».97 Д. Банзаров в специальной работе о «черной вере» также констатирует, что, имея «неограниченное доверие» к своим «шаманам», ханы «часто прибегали к ним, желая узнать: будет ли успех в чем-либо, например в по-ходе».98

Видимо, нечто похожее описанному у Дж. Дж. Фрэзера, В. Рубрука, Киракоса Гандзакеци и Д. Банзарова и имело место в конце 1237 г., когда татарское войско подошло к неведомой для них доселе земле. Обстоятельства для них осложнялись и тем, что эта территория была покрыта труднопроходимыми лесами, создававшими весьма большие неудобства для степняков. Кроме того, меры предусмотрительности и предосторожности исходили и из предыдущей реальности — убийства послов в 1223 г., о чем, конечно же, тоже не забывали.

Татары, вступая в неизвестные, чужие, таящие множество опасностей, земли, безусловно, попытались уберечься от возможных несчастий. «Жена чародеица и два мужа с нею» вовсе не были «послами безделными», а скорее наоборот.99 Прежде, чем предстать перед Батыем и предсказать приемлемый ход событий, они должны были расколдовать эту чужую неведомую для них и их сородичей страну.100

Как же отреагировала на монгольское посольство противоположная сторона — рязанцы? «Князи же Рязаньстии, Юрьи Инъгварович и брат его Олегь, и Муромски и Проньские князи, не пустячи их к городом, выидоша противу их в Воронож».101 Безусловно, можно говорить об известной рациональной основе поведения рязанских князей. Они поступали так, как и должны были поступить русские князья — защитники Отечества. Но можно посмотреть на их действия и под иным углом зрения. Князья тоже испытывали вполне объяснимый страх перед иноплеменниками, появившимися, как бы их не ожидали, в какой-то степени неожиданно на рязанской границе. Страх был обусловлен не только их военной силой, но и фактором религиозно-этнического свойства. Как подметил Дж. Дж. Фрэзер, «страх перед чужаками бывает взаимным».102 Поэтому князья пытались избавиться и от послов с «чародейкой» и от стоявших наготове грозных татарских полков. Послы были мягко вытеснены из рязанских пределов в направлении Владимирских земель: «И оттоле пустиша посол ко Юрью в Володимерь». Но и там они долго не задержались, поскольку «из Володимеря пустиша их послы в Татары в Воронеж».103 Благополучное их возвращение означало, что в целом они исполнили свою функцию — путь был «очищен» и открыт для остальных, если бы это потребовалось (как оказалось — потребовалось).

_________________
And the death of dreams
Shall be a beautiful end
With flowers of filth
And wine and fine men


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group

Русская поддержка phpBB

Стиль Gardarike Light gardarike.org © 2012 Gardarike.org